Семья и быт
российских немцев

В культуре российских немцев крепкая семья и высокие нравственные устои считались источником благосостояния народа. В семье сохранялись традиционные отношения, бытовая специфика и родной язык, воспроизводились нормы поведения. Семейные традиции немцев России многочисленны и разнообразны, среди них выделяются родильные и свадебные обряды и обычаи, связанные с самыми важными моментами в жизни человека.

Иоганн Карлович Розенфельд и Наталья Патерсон в день помолвки

Смоленск. Начало ХХ в.

Из личного архива Е.Е. Листаровой

Традиционно в семьях российских немцев было много детей. Появление человека на свет сопровождалось большим комплексом обрядов и обычаев: связанных с беременностью, направленных на здоровье матери, легкие и благополучные роды и рождение здорового ребенка, а также обеспечивающих здоровье малыша в начальный период его жизни. Одним из самых важных становился обряд крещения. У немцев России существовала традиция называть первого ребенка в честь деда или бабушки, а второго — в честь отца или матери. Чтобы не запутаться в одинаковых именах, детям придумывали вторые, внутрисемейные имена. Обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка, до 1950–1960-х годов оставались устойчивой традицией, духовная сторона которой сохраняется до настоящего времени.

Семья

1920-е гг. Хутор Фриденсру

Из архива Центра немецкой культуры города Исилькуль, Омская область.

Татьяна Смирнова Этнография российских немцев. М; 2016. C.257

Жилище и предметы быта

Летняя кухня

Причерноморье. Начало XX в.

Землячество немцев из России, Штутгарт

Вид дома колонистов

Зельц, Херсонская губерния. Начало XX в.

Землячество немцев из России, Штутгарт

Печь для выпечки хлеба

Алтайский край. 1996 г.

Татьяна Смирнова Этнография российских немцев. М; 2016. С.118

Колонистский двор

Бальцер, Саратовская губерния. Начало XX в.

Землячество немцев из России, Штутгарт

Колонистский двор

Екатериненштадт, Саратовская губерния. Начало XX в.

Марксовский краеведческий музей

Изготовление саманных кирпичей

Алтайский край. 1950-е гг.

Татьяна Смирнова Этнография российских немцев. М; 2016. С.116

Жилые помещения обставлялись с максимальным комфортом. В комнатах расставлялась разнообразная мебель: добротные, украшенные резьбой и росписью гардеробы, раздвижные диваны, столы, кровати, детские колыбели. Большинство переселенцев приобретало мебель на месте. Чаще всего, ее изготавливали на заказ мастера, которые были в каждой деревне. Однако некоторые предметы (диваны, шкафы, часы) были привезены жителями дочерних колоний в Сибири из своих материнских поселений в Поволжье или Юге.

Жилая комната

Фрагмент экспозиции. Исилькульский историко-краеведческий музей. Исилькуль, Омская область. 2000 г.

Татьяна Смирнова Этнография российских немцев. М; 2016. С.132

Жилая комната в немецком доме

Фрагмент экспозиции.

Гальбштадт, Алтайский край. 2017 г.

Межпоселенческий музей истории Немецкого национального района.

Кухня в немецком доме

Литковка, Омская область. 2006 г.

Татьяна Смирнова Этнография российских немцев. М; 2016. С.131

Панно-шпрух (нем. «spruch» — «изречение») — красочная, чаще всего вышитая картина с пословицами и поговорками, изречениями из Библии или благопожеланиями, часто встречающаяся в немецких домах России как настенное украшение. Изготавливали шпрухи местные художники по заказу будущих владельцев. Текст изречения выполняли в готическом стиле, вокруг него вышивали цветочный орнамент или пейзаж. Готовые шпрухи вешали в рамке на стене в центральной части комнаты или над кроватью. Заключая в себе жизненную мудрость, шпрухи стали неотъемлемым элементом традиционной культуры российских немцев. Их дарили на свадьбу или праздник, передавали из поколения в поколение.

Свадебные традиции

Свадебные традиции российских немцев включали множество обрядов, обычаев и примет, определяющих будущее новой семьи. Уже во время обручения жених и невеста обменивались подарками, которые становились залогом верности и закладывали основу будущего хозяйства.

Молодожены

Село Звонарёв Кут, Омская область. 1950-е гг.

Татьяна Смирнова Этнография российских немцев. М; 2016. С.170

фото

Лилия и Иван Менцель

Поселок Первомайский, Архангельская область. 1961–1962 гг.

Из архива семьи Менцель

фото

Мария и Иосиф Ортман

Поселок Октябрьский, Омская область. 1958 г.

Из архива семьи Ортман

фото

Екатерина и Иван Герр

1955 г.

Из архива семьи Герр

В вечер прощания с молодостью парни и девушки собирались в доме невесты, устраивали застолье, игры и танцы, били глиняную посуду и шумели, изгоняя злых духов из жилища, чтобы они не помешали свадьбе и дальнейшей счастливой жизни.

О прекрасная, распрекрасная,
Что я слышал о тебе?
Я выбрал себе одну девушку,
Которая мне понравилась.

Из немецкой песни

Сам свадебный обряд наполнялся песнями, музыкой, играми ряженых и другими действами. Любимым персонажем свадьбы был «свадебный приглашатель». По количеству лент на его посохе считали приглашенных гостей. При выходе свадебной процессии из дома невесты ей преграждали путь в ожидании выкупа.

фото

Свадебная процессия

Село Александровка, Омская область. Начало 1970-х гг.

Татьяна Смирнова Этнография российских немцев. М; 2016. С. 211

Дорогие люди, к вам я прискакал,
Чтобы вас пригласить и просить,
Никого не исключая из домочадцев,
Прибыть в пятницу утром к NN на свадьбу.
Однако не приходите с наполненным желудком,
Ибо они изрядно приготовили угощения.

Из песни «приглашателя»

Свадебный обед неоднократно прерывался танцами, пением и исполнением традиций «кражи невесты» и «выкупа туфельки невесты». Кульминацией торжества становился обряд «снятия венка», приобщающий невесту к числу замужних женщин.

фото

Мария и Александр Супес с дру́жками

Село Звонарёв Кут, Омская область. 1960-е гг.

Архив Центра немецкой культуры села Звонарёв Кут. Омская область.

фото

Молодожены с дру́жками

Село Звонарёв Кут, Омская область. 1950-е гг.

Архив Центра немецкой культуры села Звонарёв Кут. Омская область.

Второй день свадьбы заканчивался шуточной игрой-танцем, в которой хозяин дома «выметал» гостей метлой, приговаривая: «Kehr aus, kehr aus, kehr aus alle Ecken aus!» («Пошел вон из всех углов!»)

Свадьба закончилась, пора пироги прятать в кладовку.

Немецкая поговорка

Праздники

Я желаю вам много счастья и удачи в новом году.
Так много счастья и так много удачи,
Как капель в дожде
И как снежинок в снеге,
Пусть будет у вас дома.

Музеи немецкой культуры

Музей села Ананьевка

Кулундинский район, Алтайский край

Создан в 1995 году работниками детского сада и школы села Ананьевка. За 20 лет собрана крупная коллекция памятников истории и предметов быта немцев Алтайского края.

Поначалу музей располагался в одной из комнат детского сада. В настоящее время он занимает половину здания, в котором прежде находилась восьмилетняя школа. Интерьеры музея максимально приближены к обстановке сельского дома, памятники истории и быта российских немцев находятся на «привычных» для них местах — там, где их по традиции было принято размещать в домах российских немцев, — и напоминают о своих владельцах.

Предметы из коллекции музея села Ананьевка

Диван Setbentj, колыбель Wej

Ручная работа. Ананьевка. Начало XX в.

Принадлежали Елене Корнеевне Петерс.

Книги из семьи Зиберт

Слева — Библия, принадлежавшая Исааку Петровичу Зиберту.

Шкатулка, очки и ножницы

Елены Исааковны Зиберт.

Прялка Spenarot

Ручная работа. Ананьевка. Начало XX в. Дерево.

Керосиновая лампа Letorn

Принадлежали Елене Петровне Гейер (28 июля 1920 г. — 10 февраля 1997 г.) В 1940-е гг. работала в трудармии на химическом заводе в Михайловском районе. После возвращения работала в колхозе «Алтай» конюхом и разнорабочей.